Как Андреян Захаров превратил Адмиралтейство в архитектурный шедевр Санкт-Петербурга?

Один из самых ярких архитектурных комплексов в России 1-й половины XIX века составили здания, воздвигнутые на центральных площадях северной столицы: Дворцовой, Адмиралтейской, Сенатской, Исаакиевской. Застройка этих тесно слитых друг с другом площадей образовала неповторимый ансамбль.

Самая замечательная постройка и по своей эстетической завершенности одно из самых выдающихся зданий в современной ему европейской архитектуре — Адмиралтейство (1806−1823) Андреяна Дмитриевича Захарова (1761−1811).

Первоначальной задачей Захарова было обновление фасадов старого, сооруженного еще в начале XVIII века здания, объединявшего мастерские, склады и административные помещения Адмиралтейства — коллегии. Здание представляло собой крепость-форт с земляными валами, бастионами и наружным каналом. Несколько позднее архитектором И. К. Коробовым в центре Адмиралтейства была возведена трехъярусная башня, увенчанная знаменитым дошедшим до наших дней золотым шпилем с корабликом на его острие.

Обновление здания Захаровым превратилось в его кардинальную перестройку. Обветшавшие бастионы и валы были уничтожены, наружный канал засыпан, и здание органично слилось с городом. Оставив в неприкосновенности схему вписанных друг в друга П-образных корпусов, разделенных внутренним каналом (схему, обусловленную тем, что Адмиралтейство сохраняло и в начале XIX века значение верфи), Захаров акцентировал в постройке с более чем 400-метровым фасадом то, что определяло ее главенствующее положение в окружающем районе города. Основой композиции архитектурного замысла Захарова явилась центральная въездная башня. Зодчий придал общей идее Коробова — башне, увенчанной шпилем, — более сильное, мощное звучание, подчеркнув значение здания как центра, от которого расходились основные магистрали Адмиралтейской стороны. Именно по ним — по Гороховой улице, Невскому и Вознесенскому проспектам — в XIX веке пошла интенсивная застройка города.

Адмиралтейская башня издалека открывалась взору со всех трех магистралей. Мощная вертикаль ее золотого шпиля, словно поддержанная вертикалями колонн и статуй, повторялась флагштоками угловых павильонов. Им отвечали мачты судов, стоявших на стапелях, а за рекой — и гигантский сверкающий шпиль собора Петропавловской крепости. В этой игре вертикалей было что-то, еще более связывающее архитектуру города с рекой, с ее жизнью, с ее значением как дороги парусных судов.

В здании Адмиралтейства великолепно выражены типичные черты русской декоративной скульптуры эпохи ампира. Скульптурный декор тщательно — и в общей композиции, и во всех деталях — был разработан самим Захаровым. По богатству форм, по стилистическому единству этот декор не имеет себе равных в современной русской архитектуре.

Адмиралтейство было украшено с необычайной щедростью. Все здесь подчеркивает всеобъемлющее значение для России этого учреждения, сосредоточившего в себе управление водными артериями страны и связывавшего ее с внешним миром. Фриз, помещенный на аттике башни, повествует о восстановлении флота в России, уводя зрителя в предысторию русского мореплавания. Горельефные фигуры крылатых слав торжественно скрещивают победные знамена над входной аркой центральной башни. Статуи Аполлона, Аякса, Пирра и Александра Македонского обращают мысль зрителя к прообразам дерзновенной мощи человека. Времена года, реки России, месяцы, стороны света, символические фигуры Европы, Азии, Африки, Америки — вот пластические образы, чередою проходившие перед изумленным зрителем. Наконец, «Морские нимфы, поддерживающие небесную сферу» у подножия центральной башни, придают всей этой символике, как сказали бы теперь, глобальный характер.

Композиционное решение декора подчинено строгому пластическому и смысловому ритму. Центральная башня и павильоны, выходящие на Неву, ранее открывавшие вход во внутренний канал Адмиралтейства, — важнейшие части здания. Они несут на себе основную массу скульптурных элементов. Сама башня — великолепнейший пример композиционной связи архитектурных форм и скульптурного убранства. Мощь нижнего ризалита башни подчеркивается скульптурными группами морских нимф, несущих тяжелые массивные земные сферы. Они исполнены Ф. Щедриным.

Зримая весомость огромных шаров, упругая сила стройных тел, противостоящая этой тяжести, убедительно воплощают в себе главную тему скульптурного убранства башни — героические усилия, завершающиеся победой. Глубокие, густые тени, лепящие форму в круглой скульптуре, темный проем въездной арки подчеркивают монолитность гладких стен башни, лишенных оконных проемов. Живописные эффекты объемных групп сменяются выше менее резкими объемами в высоком рельефе фигур крылатых слав над аркой. Еще выше мы видим более низкий, врезанный в стену рельеф аттика.

Движение вверх начинается еще в группах кариатид, фланкирующих въездную арку. Стройные, напряженно вытянувшиеся тела юных кариатид отвечают мощной устремленности вверх ионической колоннады, окружающей барабан башни. Фигуры древних героев по бокам аттика, многочисленные статуи, венчающие колоннаду, которая словно прорастает ими вверх, усиливают это движение к небу. Более всего это стремление ввысь выражено в огромном шпиле Адмиралтейства.

Впечатляющий контраст ровной плоскости стены и свободно расположенного на ней лепного рельефа, столь типичный для высокого классицизма, использован Захаровым и в фасадах боковых павильонов Адмиралтейства, обращенных к Неве.

В фигурной лепнине Адмиралтейства, помимо богатой разработки пластической поверхности, большую роль играет сам силуэт рельефов. Красота этого силуэта, разнообразного, но легко читающегося, не нарушающего смыслового значения изображения, есть одно из драгоценных качеств декоративной скульптуры ампира. То наложенные прямо на стену, то слегка заглубленные, эти рельефы подчеркивают плоскость стены, ее несокрушимую массивность.

Фриз на аттике башни исполнен И. Теребеневым, как и фигуры слав, летящих над арочными пролетами. Ему же принадлежат рельефные композиции на фронтонах портиков, членящих фасад здания, и скульптура в его интерьере.

Рельеф «Восстановление флота в России» на аттике главной башни — тематический центр скульптурного убранства Адмиралтейства. Нептун вручает Петру I трезубец как знак морского могущества. Свободная композиция, чуждая помпезной декоративности, уверенная лепка обнаженного человеческого тела, естественность и спокойное достоинство движений действующих лиц — во всем этом видны признаки пластики высокого классицизма. Вместе с чувством стиля скульптору присуща здесь и непосредственность взгляда на натуру.

Характерны для этого времени и поиски национального русского типа, которые отмечаются в образах морских божеств, что хорошо согласуется и с элементами реального петербургского пейзажа, включенного в рельеф.


23:48 24.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Изменить жизнь к лучшему.

Изменить жизнь к лучшему.

Весь окружающий нас мир, это источник бесконечной информации, но для того, чтобы изменить жизнь к лучшему, нам не нужна она вся, нужна только та часть, которая касается нас лично. Информация – это пер...
Кто мошенник? Запоминаем сегодня – не попадаемся завтра

Кто мошенник? Запоминаем сегодня – не попадаемся зав...

Бывает, нас обманывают: это правда жизни. Ваши деньги, имущество интересуют многих людей. Можно, конечно, вас ограбить под дулом пистолета, но не у всех бандитов есть пистолет, поэтому многие предпочи...
Неотложная помощь

Неотложная помощь

Неотложная помощь – наиболее распространенный вид медицинских услуг. Необходимость в оказании неотложной помощи возникает во многих случаях, начиная от простого повышения температуры при ОРЗ и вплоть ...
Удобная одежда для нежных девочек.

Удобная одежда для нежных девочек.

После УЗИ, узнав пол своего будущего ребенка, счастливые родители поневоле начинают планировать, как назовут кроху, покупают первую одежду, декорируют детскую комнату. Выбор цветовой гаммы для детской...
Кухонные мойки и раковины из акрилового камня

Кухонные мойки и раковины из акрилового камня

Каждый из нас с разной степенью рвения поддерживает порядок и чистоту в своем доме. Некоторые без конца что-то чистят и намывают, другие ограничиваются уборкой по необходимости, третьи - пылесосят раз...
Как Чайнику раскрутить свой новоиспеченный Хоумпэйдж?

Как Чайнику раскрутить свой новоиспеченный Хоумпэйдж...

В этой небольшой статье хотелось бы обсудить болезненную для каждого начинающего веб-мастера проблему раскрутки своего ресурса. . . Ведь как иногда бывает? Человек хорошо потрудился, сделал красивый х...
Может заинтересовать

Супружеский приворот.

"Стоит ли cделать приворот на собственного супруга? Все таки приворот есть насильственное вли...

Вкусные рецепты: Яйца фаршированные "По-Лиман

Яйца фаршированные "По-Лимановски"Яйца отварить,очистить и разрезать пополам. Вытащить желток и разм...

Работа для студентов – новый взгляд на проблему.

Зачем студенту нужна работа? Глупый вопрос скажут многие, для того чтобы заработать денег. Безусловн...

Работа для школьников

Сегодня любой человек имеет возможность для заработка, даже школьник. Для этого не нужно каких-то ди...

Фасад здания, как основа эстетического строения

Уже не один десяток лет в архитектуре и строительстве известно определение гибкой черепицы. Им назыв...

Промышленный шпионаж

Промышленный шпионаж — одна из форм недобросовестной конкуренции, применяемая на всех уровнях эконом...

Ремонт телевизоров в Киеве. Полезная информация.

Срочный ремонт телевизора, или как существенно сократить время ремонта вашего телевизора. Чтобы сок...

Как начинающему поэту найти своих первых читателей

Каждый автор стихотворений, песен, поэм, разумеется, заинтересован в том, чтобы его произведения не ...

Свадебный наряд из туалетной бумаги. А разве нам с

И это вовсе не антикризисное экономпредложение. Не заявление окончательно сбрендившего фрика. Не шут...

Художник Гюстав Курбе. Как приструнили бунтаря-худ

В первые годы советской власти в новом революционном календаре был важный праздник — День...



О портале:

Наш интернет-портал является ресурсом, который включает в себя широкий список познавательных и интересных статей. Каждый посетитель найдет для себя что-нибудь полезное. Адаптированный дизайн позволяет вам максимально быстро находить необходимую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех электронных устройствах. Теперь найти требуемую информацию стало легко.

Мы подобрали для вас информативные и занимательные статьи. На нашем портале вы отыщите ответы на интересующие вас вопросы. Элементарная система поиска дает возможность вам моментально отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на любых гаджетах. Отныне, поиск актуальной информации будет занимать у вас считанные секунды.