Сжигал ли Сандро Боттичелли свои произведения?

Февральским днем 1497 г. главная площадь Флоренции увидела необычное зрелище. Процессия сумрачных монахов в сопровождении возбужденной толпы под пение молитвенных гимнов окружила пирамиду, сложенную из книг, карнавальных масок и музыкальных инструментов. Вершину ее составляли произведения живописи.

Все это, подвергнутое церковному проклятию как орудия развлечений и греха, предавались сожжению на костре по приговору монаха Джироламо Савонаролы — обличителя знати и любимого проповедника народа. Он стал на несколько лет негласным диктатором Флоренции. Город приветствовал происходившее криками и звоном колоколов. Можно предположить, что уничтожались и мифологические картины Сандро Боттичелли. Многие художники, поддаваясь вспышке религиозного фанатизма, бросали в огонь свои произведения. Самоубийственное покаяние молва приписала и Боттичелли.

Алессандро ди Мариано Филипери, прозванный Боттичелли, родился во Флоренции в семье кожевенника в 1445 году. Флорентийская архитектура, статуи и фрески Донателло и Мазаччо стали для юного Сандро настоящей школой. Проучившись в мастерской Липпи, потом у Верроккио, с 1470 г. Боттичелли работает, по его словам, «когда ему вздумается». Направление мыслей художника определяют философия и поэзия, глубины которых он постигает, общаясь с крупнейшими эрудитами Флоренции.

Раздвигая рамки традиционного сюжета в своем «Поклонении волхвов», Боттичелли первым из художников Флоренции дерзает на равных изобразить себя среди знатнейших современников. Монументальная фреска с его изображением во флорентийской церкви Оньисанти приносит Боттичелли широкое признание, и в 1481 г. папа Сикст IV вызывает его в Рим в качестве «художника исключительного в стенописи и картинах».

Хотя в росписях Сикстинской капеллы участвует немало мастеров, именно Сандро определял общий характер ансамбля, подчинив полету своей фантазии искусство собратьев. За проницательную правдивость портретов и поэтическую живость знатоки оценили римскую стенопись Боттичелли выше работы его коллег.

Однако свободу творчества живописец обретает не в церковных сюжетах, а там, где его «обуревают любовь и страсть». Он находит свой идеал красоты в образе юной девушки. В мелодической композиции «Весны», где ее хрупкое очарование зазвучало в изысканных обликах танцующих граций Венеры и Флоры, художник предлагает собственный вариант мудрого и справедливого мироустройства, в котором правят красота и любовь. Благодаря сюжетам античных легенд итальянская живопись становится светской, вырываясь за стены церквей и входя в частные жилища.

Флоренция в то время была в зените своего могущества и блеска. Пиры сменялись карнавалами, во время которых по городу проезжали разукрашенные колесницы, разыгрывались живые картины, всюду мелькали маски. В день наступления весны на площади перед церковью Санта Тринита танцевали девушки с зелеными ветками в руках. Особенно пышно отмечали день св. Иоанна — покровителя Флоренции.

Каждое из празднеств имело свою программу. Для карнавала придумывали аллегории, сочиняли песни. Часто устраивались джостры — красочные турниры. В 1475 г. состоялась джостра, в которой принял участие брат правителя Флоренции Лоренцо Великолепного — Джулиано. Для него поэт и философ Анджело Полициано создал поэму «Джостра», полную античных образов. Она повествовала о том, как Джулиано, влюбившись в первую красавицу Флоренции Симонетту, решает участвовать в турнире.

Боттичелли в свадебных фресках виллы Леммли причислил своих юных современников к сонму богов Олимпа, даже возвысил их над ними. В царстве боттичеллиевских «свободных искусств» изящный и строгий аристократ Лоренцо Торнабуони заменяет самого Аполлона, а Венера отдает знак могущества — скипетр — его скромной невесте Джованне.

В год создания этих росписей проповеди пришлого монаха начинают тревожить умы флорентийских бедняков. Голодные массы больше нуждаются в хлебе насущном, чем в поэмах о сказочно вечной любви. Савонарола, отвергающий эти сказки как великий соблазн и гибель души, сулит угнетенным освобождение. В пылу негодующих обличений богатых вождь взбунтовавшейся бедноты ополчается и на всю светскую культуру. Так в 1497 г. приходит судный день, переломивший надвое судьбы и Флоренции и Боттичелли. В период правления Савонаролы ни один из мастеров не остался безучастным к его пламенному красноречию.

Ставя себя вне каких бы то ни было партий, Боттичелли одновременно пишет религиозные сцены для монастырей и выполняет заказы аристократов, иллюстрируя произведения великого Данте. Нет, Сандро не жег своих вещей, однако из гордости и не мешал их сожжению.

Размышления художника о мире обретают горечь, разрешаясь подобием взрыва в его «Клевете», посвященной жизненной драме древнегреческого живописца Апеллеса, но обращенной к сложностям современности. Тиранический правитель, к ногам которого торжествующая Клевета повергает невинно осужденного, украшен ослиными ушами легендарного Мидаса — судьи, не смыслящего в искусстве. Зловещие воплощения несправедливости, окружающие трон, отмечены пленительными чертами нимф и граций — только их порывистые движения стали напряженней и яростней. Было бы слишком просто, говорит живописец, если бы облик пророка целиком отражал свою отвратительную сущность, но в жизни он часто выступает во всеоружии внешней неотразимости в отличие от Истины, обычно одинокой и нищей. Зябкая фигурка ее в «Клевете» жалобный отзвук прежних сияющих Венер. Вздыбленная и смятенная картина — роковой рубеж, поворот к аскетической морали Савонаролы.

23 мая 1498 г. непостоянная Флоренция сожгла своего отвергнутого пророка на площади Синьории, где недавно жгли произведения искусства. Множество почитателей отшатнулось от него из разочарования или страха. Боттичелли не остался равнодушным к этому событию. Доказательство — трагический строй картин, где возникает непоправимый разрыв между телесной и духовной сущностью красоты, прежняя плавность текучих ритмов сменяется вихрем изломанных, нервно-пронзительных линий, а нежная гармония светлых красок — их неистовым полыханием.

В скорбных произведениях этого периода боль получает у мастера форму и цвет. А в тревожном видении «Рождества» он пытается призвать народ и правительство истерзанной междоусобными войнами Италии к примирению и забытому братству. «Рождество» — ярко красочное подобие народной картинки — звучит воспоминанием о прошедшей радости, но это один из последних проблесков света в его омраченной жизни.

Боттичелли нищает, все более замыкаясь в упрямом страдальческом одиночестве. Когда во Флоренции за краткий период встречаются три гения нового XVI в. — Леонардо, Микеланджело и Рафаэль, он остается чужд к их творчеству.

О нем вспоминают лишь в январе 1504 г., пригласив участвовать в комиссии по установке статуи «Давида» Микеланджело. В тени юного «Гиганта» незамеченными остаются маленькие боттичеллиевские картины с «Деяниями св. Зиновия», где автор, уподобляя человека беспомощной, носимой ветром пылинке, отрекается от собственного идеала дерзающей и мыслящей личности. Не находя в современном ему изобразительном языке средств для выражения противоречий Боттичелли оставляет живопись.

Лишь через три с лишним столетия приходит время переоценки творческих ценностей прошлого, Сандро Боттичелли предстает ценителям искусства XIX в. неожиданно молодо — в виде шедевра античности. Доверительная искренность его личных интонаций представляется удивительно близкой нашему сознанию. И сегодня он ненавязчиво учит наше воображение самому драгоценному — высокой культуре чувства.


23:45 24.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Как домашнему любимцу с вами пересечь границу? Часть 1

Как домашнему любимцу с вами пересечь границу? Часть...

Радуйся, Мурка! Ликуй! Настал и на твоей улице праздник! Поедем с тобой в загранпутешествие! Устроим тамошним мышам «сладкую жизнь»! Пакуй чемоданы, Мурка! Хотя… Пожалуй, это мне те...
Разнообразие садовых стилей

Разнообразие садовых стилей

Когда мы пытаемся создать идеальный мир взаимодействия и взаимоотношения  с природой, свой кусочек рая на земле – мы создаем сад.          Когда весь мир стремительно движется по пути новых технологи...
Качество воздуха - качество жизни

Качество воздуха - качество жизни

Основная задача воздухоочистителя – наполнение квартиры чистым воздухом и избавление воздуха от вредных веществ и микроорганизмов. Современные воздухоочистители могут включать в себя до 7 фильтров, у ...
Русские народные колыбельные: какие животные навещали малышей перед сном?

Русские народные колыбельные: какие животные навещал...

Испокон веку младенцев укладывали спать, баюкая. Пришло время, и колыбельными заинтересовались исследователи. С конца XIX века по настоящее время непритязательным, на первый взгляд, песенкам посвящены...
Как выбрать газонокосилку?

Как выбрать газонокосилку?

Есть у меня мечта — приобрести дачу для отдыха. Именно для отдыха. Никакой картошки. Посадить на участке елочку, березку, вербу, украсить кустами сирени, роз и жасмина, а между всеми этими ...
Тантум Верде, инструкция

Тантум Верде, инструкция

Лекарство под названием «Тантум Верде» появилось в российских аптеках не так давно. А вот в Италии, где данное средство производится, оно назначается много лет и хорошо себя зарекомендовало. За послед...
Познавательное

Какие бесплатные программы предлагает Google для п

Согласно исследованию, проведенному компанией ComScore в сентябре 2008 года, поисковая система Googl...

Как пожимать руку?

Хотел статью озаглавить «Как правильно пожимать руку», а потом подумал, что нет неправил...

Маршалы Советского Союза: сколько же их было?

22 сентября 1935-го года было учреждено воинское звание Маршал Советского Союза, которого за вр...

«Сухой закон» в России: почему Николай II был выну

В императорской России производство и продажа спиртных напитков находилась под жестким контролем гос...

Как и на чём сэкономить, заказывая сайт?

Каждый день в Рунете создаются десятки новых сайтов. Web-индустрия, благодаря новым событиям в IT-сф...

Откуда крылья у крылатых выражений?

Очень часто в общении люди употребляют крылатые фразы и выражения. В наше время особенно актуально з...

Вкусные рецепты: "Наполеон", Торт "

"Наполеон"Просеиваем на доску ,натереть через теркуслив/маслo и маргарина и немного порубить.В стака...

5 проблем турбизнеса которые не дают вам развивать

1) На рынке туристических услуг большая конкуренцияНа рынке с большой конкуренцией работать легче че...

Особенности монтажа металлочерепицы

Незначительный вес и большой формат листов металлочерепицы обеспечивают материалу легкий монтаж...

Расстройство сна у неврологических больных

В настоящее время неоспорим факт, что сон оказывает влияние на состояние здоровья и благополучие чел...



Новости развития информационнного портала:

Наш интернет-портал является ресурсом, который включает в себя широкий список познавательных и интересных статей. Каждый посетитель найдет для себя что-нибудь полезное. Адаптированный дизайн позволяет вам максимально быстро находить необходимую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех электронных устройствах. Теперь найти требуемую информацию стало легко.

Мы подобрали для вас информативные и занимательные статьи. На нашем портале вы отыщите ответы на интересующие вас вопросы. Элементарная система поиска дает возможность вам моментально отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на любых гаджетах. Отныне, поиск актуальной информации будет занимать у вас считанные секунды.