Художник Жан Антуан Ватто: «о красивом - с усмешкой, о веселом - с горечью, о печальном - с улыбкой»?

В октябре 1684 г., 325 лет назад, в городке Валансьен на севере Франции родился Жан Антуан Ватто, будущий знаменитый живописец. И отец его — кровельщик, и мать, и братья, и даже мэтр Жерсен, дававший мальчику первые уроки рисования, очень бы удивились, узнав, что со временем на одной из центральных площадей поставят памятник Ватто. Бронзовый художник с палитрой и кистями в руках навсегда поселился в Валансьене, который прославлен его именем.

Юноша рано покинул родной город, чтобы искать счастья в Париже. Ватто не стремился к благополучию, даже признание не слишком его прельщало. Он хотел лишь работать так, как считал нужным, и полной свободы. Ватто понравилось писать актеров. На сцене театров и ярмарочных балаганов жизнь обретала остроту, в жестах комедиантов нет ничего лишнего, спектакль — словно сгусток жизни. Живописец оставался далек от политики, но безошибочно ощущал непрочность, смутность времени, когда так многое неясно и лишь тревога и неблагополучие несомненны. Ирония в его картинах — словно защита от беспокойства, в них больше печали, чем веселья.

Вот знаменитая картина «Равнодушный». Юноша в переливчатом, бледно-жемчужном костюме и алом плаще, замерев в грациозной неподвижности, готовится начать церемонный танец. Краски неярки, но в них торжественность чуть печального праздника. При первом взгляде на картину и беззаботный нарядный танцор, и задумчивый пейзаж кажутся невеселыми. Есть какая-то обездоленность в изящном кавалере, какая-то тревога в затихшем саду.

Контраст беззаботного сюжета со скрытой в красках и линиях грустью оказывается главным в картине. «В том, что пишет Ватто, нет счастливого единства: о красивом он говорит с усмешкой, о веселом — с горечью, о печальном — с улыбкой» — так говорили о нем современники.

Мир обольстительных красавиц и галантных кавалеров, что неторопливо прогуливаются меж стриженых кустарников, искусственных водопадов, кружатся в танце, ведут задумчиво-ироничные беседы, меланхолически глядят на закат, беззаботен, но и насторожен: нет ни уверенности в завтрашнем дне, ни открытой радости, ни глубокого горя, ни добра, ни зла, лишь миражи чувств, маскарад страстей. А какие костюмы — тончайшие, какие только можно вообразить оттенки: бледно-коралловые, золотистые, серовато-зеленые, пепельно-сиреневые. Какие сады, рощи, парки, вечно светлое небо, не знающее дурной погоды, дальние просветы аллей, ясная лазурь прудов, желтоватый мрамор статуй. Казалось бы, счастье должно переполнять души персонажей Ватто, но он наделяет их собственным сомнением.

Ватто не стремился понять скрытые пружины неумолимых исторических перемен, надвигающихся событий. Художник просто видел, как далека эта мотыльковая жизнь от новой культуры, которую позже станут называть эпохой Просвещения, от плодотворного сомнения, поисков социальной справедливости. Он не был борцом, но был провидцем.

Ему интересно и легко было писать актеров. В театре кажущееся, созданное искусством оборачивалось истиной, отважные речи героев заставляли задумываться, по-новому видеть мир. И театральная праздничность не призрачна — это карнавал, где маски правдивее самих лиц. Таковы «Актеры французской комедии»: усталые и возбужденные лица комедиантов, фантастические костюмы, мальчик-арапчонок, «комический старичок» с длинным носом. Вот где счастливое согласие с жизнью.

Так возникает в творчестве Ватто мысль о роли искусства, высвечивающего в мире истину, скрытую намеренно или случайно. И тот же мастер («Затруднительное предложение») одним из первых подметил стремление человека к природе, которое станет воспевать и проповедовать философ Жан Жак Руссо.

Казалось бы, Ватто всегда пишет одно и то же. На первый взгляд, картины его сходны, его персонажи будто принадлежат к одному племени, ирония, веселость, костюмы, даже колорит переходят с полотна на полотно. И пусть актеры одни и те же, путь сходны декорации и костюмы, но пьесы разные. Вглядитесь — вы найдете в его холстах и драму, только художник застенчив, сдержан, боится слишком сильных чувств и прячется за маскарадным костюмом собственной фантазии.

Даже в ранних произведениях, когда писал усталых солдат на фоне пейзажа, их сгорбленные от тяжести бесконечных переходов фигуры, он не настаивал на слишком печальном настроении: красиво переливались тусклые тона мундиров, вечер гас в темной листве лесов. Нужен пристальный взгляд, чтобы увидеть горестную изнанку «страны Ватто», о которой сам он говорит словно бы вполголоса, надеясь на чуткость зрителей.

Это заметно, когда художник пишет человека крупным планом. Две такие картины пользуются особенной известностью — это «Савояр с сурком» и «Жиль». Мальчик из Савойи, за гроши выступающий перед бедным людом городских окраин с сурком, голоден и нищ. И все же не одно сострадание движет кистью Ватто. Не беда, что костюм его беден. Он готов улыбнуться над собственной невеселой участью, улыбнуться жизни — и не от избытка оптимизма, а просто потому, что не пристало человеку показывать свою печаль.

Жиль открыт для насмешки, его улыбка простодушна, но невесела. Светится его белый балахон, отливая светло-оливковыми, серебристыми, пепельно-фиолетовыми красками, создавая ощущение таинственного, неведомого и самому герою празднества. Грустит Жиль, но ошибется тот, кто увидит образ печального паяца, играющего смешную роль. Над этой печалью Ватто склонен иронизировать, его сочувствие глубоко скрыто: изображая театр, он любуется им, ведь театральные страсти не повод для настоящих переживаний.

В 1717 г. Ватто написал одну из очень немногих картин, рассчитанных на официальное признание. Путь к этому лежал через Королевскую академию художеств. Чтобы стать членом академии, Ватто написал необычно большую для него — почти 2 м длиной — картину «Паломничество на остров Киферу». Ее сюжет трактуется по-разному. Главное здесь — шествие влюбленных пар, которые хотят найти на волшебном острове Кифера счастье. У берега ждет их золоченая ладья, деревья осеняют прозрачной тенью. Кажется, что это живописный рассказ всего лишь об одной влюбленной паре. А может, это только иллюзия — ведь здесь столько разных характеров.

У Ватто не было современников, способных стать рядом с ним. Расцвет французской живописи наступил в XVIII в., уже после смерти мастера. Как бы ни были тонки и сложны чувства персонажей, переживания самого художника были неизмеримо сложнее. Цветом, сопоставлениями линий, пятен он передавал порой непередаваемое. В холсте «Капризница» контраст черно-лилового платья с нежной золотистой зеленью пейзажа вызывает ощущение печали, хотя сама сцена не несет в себе ничего подобного. А в последней работе — «Вывеска лавки Жерсена» — Ватто добился невиданной ироничной и поэтичной глубины в изображении людей, любующихся картинами.

Это жизнь человеческого духа в соприкосновении с искусством — то, что по-настоящему реализовано лишь мастерами XIX в. Ватто, получивший от академии незначительное звание «мастера галантных празднеств», уже в начале XVIII столетия мыслил на век вперед.

Своим искусством он открывал людям глаза на их собственную сложность. Его холсты говорят, что в счастливые часы не стоит забывать о грусти, ибо такова жизнь, неоднозначность которой он понимал лучше других, т. к. лучше других ощущал неизбежность перемен. Он превратил сомнение в благотворную силу познания и показал человека наедине с собственными размышлениями, оставив нам картины, не позволяющие ленивому покою завладеть душой, вселяющие желание во всем видеть потаенный, главный смысл, а значит — оставаться человеком.

Автор статьи: неизвестный | Дата публикации: 23:37 24.03.2017 Cooldaily.Ru




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Астрология. Власть идеи

Астрология. Власть идеи

Так это произошло после того, как Иисус Христос создал новую религию, дал людям новую шкалу ценностей в жизни, новую точку отсчёта. В Эпоху Овна был написан Ветхий Завет и соответствующая ему Тора - с...
Применение стекла в интерьере. Изделия из стекла, виды стекла

Применение стекла в интерьере. Изделия из стекла, ви...

Московский рынок поражает разнообразием промышленных товаров и услуг, тем самым создаётся благоприятная среда для фантазии арихитекторов, дизайнеров и мастерства строителей. Специалистов и простых пок...
Литературный клуб Зуевка

Литературный клуб Зуевка

Старая сказкаПуть до Кирова лег недологХоть убей но втолк не возьмупочему Фаленки - посёлокГород Зуевка-почемуТам и тут- болота без счетаТам и тут-вселенская грязьНо ведь Зуевку выбрал кто-тоНеизвестн...
Как хвалить ребенка

Как хвалить ребенка

Каждый ребенок любит своих маму и папу и всегда хочет заслужить их внимание и похвалу. Невероятно важна для ребенка радость родителей. Желание детей сделать хоть что-то хорошее для своих родителей вел...
Как правильно ругаться

Как правильно ругаться

Часто на трибунах, ораторы пытаются унизить и как-то обидеть своего оппонента по дебатам. Допустим во время выборной компании, каждый из кандидатов пытается как-то унизить или сказать, что его соперни...
Учимся выбирать детскую оправу. Рекомендации офтальмологов.

Учимся выбирать детскую оправу. Рекомендации офтальм...

Жизнь детских очков короче и труднее, чем жизнь очков, разработанных для взрослых, поэтому для увеличения срока службы необходимо использовать особо прочные материалы. Чаще всего в магазинах встречаю...
Интересное

Как из больных людей делают «лохов»?

То, что в официальной государственной медицине остались одни неудачники, а все таланты давно уже пол...

Предательство. Куда «уплыл» российский ВМФ?

Что считать предательством? Что движет людьми, перешедшими на сторону врага или совершившими иные де...

Защита окон и помещений

Для создания защиты окон применяются несколько типов приспособлений. Рассмотрим наиболее известные ...

Вкусные рецепты: Что делать если после зимы остали

Что делать если после зимы остались замороженные фрукты?Или по простому ягодная настойкаЯгода высыпа...

Эх, раз, еще раз - кто добудет нефть и газ?

Мы уже привыкли следить за увеличением цен на нефть и газ – как за индикатором благосостояния нашей ...

Сахарный диабет и ожирение

Благодаря клиническим наблюдениям эндокринологи сделали немаловажный вывод: ожирение является главн...

Обязательная сертификация

Продукция, подлежащая обязательной сертификации Обязательная сертификация – процедура подтверждени...

Что посетить в Стокгольме в первую очередь? Ищите

Если вы решите побывать в Стокгольме, столице Шведского государства, то наряду с городским музеем ил...

Не катит нам "НЕ" или работа с отрицаниями.

Мы уже обсуждали в статье о том как правильно говорить, чтобы тебя лучше поняли. Теперь мы снова зат...

Супружеский приворот.

"Стоит ли cделать приворот на собственного супруга? Все таки приворот есть насильственное вли...



О информационном портале:

Наш интернет-портал является ресурсом, который включает в себя широкий список познавательных и интересных статей. Каждый посетитель найдет для себя что-нибудь полезное. Адаптированный дизайн позволяет вам максимально быстро находить необходимую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех электронных устройствах. Теперь найти требуемую информацию стало легко.

Мы подобрали для вас информативные и занимательные статьи. На нашем портале вы отыщите ответы на интересующие вас вопросы. Элементарная система поиска дает возможность вам моментально отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на любых гаджетах. Отныне, поиск актуальной информации будет занимать у вас считанные секунды.